«Творчество требует смелости», — однажды сказал французский художник Анри Матисс. И я уверен, что он имел в виду не только смелость попробовать что-то новое — будь то кисть, карандаш или глина, — но и готовность потерпеть неудачу, а затем выставить свои несовершенные работы на всеобщее обозрение, даже если это немного пугает. Ведь что может быть страшнее, чем услышать насмешки над тем, что ты вложил в своё произведение душу?
И вот я решился.
Когда речь заходит о рисовании или живописи, я всегда считал себя скорее писателем, чем художником. Много лет назад я оставил краски и холсты, полностью погрузившись в мир слов. Писательство стало моей страстью, хотя, признаюсь, со временем я слишком увлёкся управлением делами и корпоративной рутиной. Но тяга к живописи никуда не исчезла. Она тлела где-то глубоко внутри, и недавно, когда у меня появилось чуть больше свободного времени, я снова взялся за кисть. На этот раз я решил попробовать себя в абстракциях — жанре, который раньше был мне чужд. Это оказалось сложнее, чем я думал, но в то же время разбудило во мне давно дремавшую творческую жилку. Каждый мазок — это одновременно урок смирения, открытие и невероятное удовольствие. Теперь я жалею, что не начал раньше.
И вот что я хочу вам сказать: если в вас горит творческий огонь — будь то желание писать, рисовать, лепить или создавать что-то совсем необычное, — не откладывайте. Сейчас самое время дать волю своим порывам. И наука это подтверждает! Занятие любимым делом помогает обрести чувство цели в жизни, а это, в свою очередь, ключ к здоровью и счастью.
Так что держитесь крепче — сейчас я поделюсь тем, что понял о творчестве.
За несколько недель, что я совмещал живопись с писательством (без слов я просто не могу), я заметил удивительное сходство между этими, казалось бы, разными видами искусства. Творение, как и рассказ, начинается с маленькой искры — идеи. Потом она растёт, меняется, иногда переделывается с нуля и в итоге становится тем, что я задумал. Или не становится. В писательстве я часто воплощаю задуманное, хотя истории порой уходят далеко от первоначального плана. А вот с живописью я пока в пути. Иногда у меня получаются те самые «счастливые случайности», о которых говорил Боб Росс. А иногда — полная ерунда.
И знаете что? Это нормально.
Моя частая неудовлетворённость готовыми работами напомнила мне, почему мы, люди, так стремимся творить, но так часто боимся это делать. Внутри каждого из нас идёт борьба: творческая душа рвётся наружу, а практичный разум шепчет о бесполезности этих затей. Нужно немало смелости, чтобы пойти против ожиданий общества, заняться чем-то «несерьёзным», поверить в свои силы, заглянуть в глубину себя и дать волю внутреннему огню. А потом — если вы совсем бесстрашны или просто не боитесь критики — показать это миру.
Но главное, что я понял: мы обязаны подпитывать свои творческие порывы. Потому что истинная радость творчества — в самом процессе.
Не важно, доволен ли я результатом или переделываю всё заново. Показываю ли я свои работы близким с гордостью или вывешиваю на всеобщее обозрение, не боясь осуждения. Удовольствие — в том, чтобы творить.
«Самый страшный враг творчества — это сомнение в себе», — писала Сильвия Плат.
У Сильвии было больше таланта в одном мизинце, чем у меня во всём теле. Но я её понимаю. Самое сложное в творчестве — начать и довести дело до конца, не зная, достаточно ли хороши твои идеи или умения. А знаете что? Это не важно! Погрузитесь в процесс, испачкайтесь красками, дайте себе свободу экспериментировать и не позволяйте никому отнять у вас радость, которую вы сами себе подарили.
Я не тешу себя иллюзиями, что мои работы когда-нибудь будут высоко оценены. Но чтобы творить, мне пришлось научиться отпускать свои творческие порывы, не сомневаться в них — даже когда результат оказывался провальным. Сомнения — это голос разума, а творчество рождается где-то глубже, в душе. И нет смысла пытаться их примирить.
Если быть точным, учёные говорят, что творчество зарождается в сети пассивного режима мозга — там же, где происходят мечты наяву. Я обожаю науку, но давайте честно: творчество идёт из души. Я чувствую это физически, когда погружаюсь в процесс: идеи будто поднимаются изнутри и воплощаются сами собой, словно я лишь проводник.
А вот осознанные мысли, наоборот, часто заставляют меня разочаровываться в готовых работах. И, похоже, это нормально.
«Быть художником — значит всегда быть немного недовольным своей работой. Это раздражает, а иногда даже угнетает», — говорит датский художник Хенрик Скора. Но он добавляет: «Раздражение подталкивает к переменам, а перемены — это хорошо».
Мне нужно было это услышать. В жизни так много вещей, которые я не могу изменить. Но наука напоминает: здоровый разум сосредотачивается на том, что в наших силах. В творчестве я могу изменить всё. Когда я творю, я в своём мире, где всё зависит только от меня — или, по крайней мере, от моих возможностей. И одно я знаю точно: каждый творческий проект меняется от начала до конца. А иногда эти перемены удивляют даже меня самого.
Творчество — это создание чего-то нового и уникального. Но даже самые оригинальные умы черпают вдохновение в прошлом. Говорят, они стоят на плечах гигантов. Эта фраза, кстати, принадлежит Исааку Ньютону: «Если я увидел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
Моё вдохновение пришло случайно. Я долго не находил ничего, что бы меня зацепило, пока не наткнулся на работы, которые перевернули моё представление о творчестве. Они не изображали ничего конкретного, но вызывали десятки ассоциаций. Я не мог оторвать взгляд. Вскоре я начал свои первые эксперименты, которые были ужасны, но со временем превратились во что-то, что начало мне нравиться.
Тот, кто вдохновил меня, даже не подозревает о своей роли. Мои работы совсем не похожи на его, но его творчество живёт в моей голове и тихо направляет меня.
Работа над творчеством напомнила мне, что в любом деле — будь то письмо или что-то ещё — нет финальной точки, идеального уровня мастерства. Психологи говорят, что перфекционизм — враг дела. И я с ними согласен.
«Художники, стремящиеся к совершенству во всём, не достигают его ни в чём», — писал Гюстав Флобер.
Хенрик Скора подчёркивает важность освоения навыков и техник в выбранном деле. Как пианисту нужно знать ноты и теорию музыки, так и любому творцу важно понимать основы своего ремесла. Нет коротких путей к мастерству, но и ждать его не стоит.
Вам не нужно быть мастером, чтобы получать удовольствие от творчества. А ещё процесс обучения — сам по себе радость. И вдобавок, освоение нового помогает улучшать другие навыки. Ваше хобби может сделать вас лучше в самых разных сферах жизни.
Хотите творить? Делайте это. Выражайте себя так, как вам нравится, и не гонитесь за иллюзорным идеалом. Его не существует. Но с каждым разом ваши работы будут становиться лучше и уж точно — уникальнее.
Исследуйте своё ремесло, ищите то, что радует вас, а не то, что ждут другие. Ваш стиль будет меняться, мастерство расти — так медленно, что вы заметите это лишь спустя годы.
«Не думайте слишком много, — говорит Скора. — Доверяйте чутью. А потом гордитесь тем, что создали».
Я так и делаю. И вам советую: творите в той области, где живёт ваше вдохновение. Будьте смелыми.
Мои новые работы уже занимают место в доме — разные, с ещё формирующимся стилем. Большинство мне не нравится, но спустя всего несколько недель я уже вижу прогресс, новые темы и техники, которые начинают мне нравиться. Может, они и не идеальны, но их создание приносит мне счастье. И я учусь смелости — показывать их другим.
***✨ А что думаете вы? ✨
Делитесь мыслями в комментариях — ваше мнение вдохновляет нас и других!
Следите за новыми идеями и присоединяйтесь:
• Наш сайт — всё самое важное в одном месте
• Дзен — свежие статьи каждый день
• Телеграм — быстрые обновления и анонсы
• ВКонтакте — будьте в центре обсуждений
• Одноклассники — делитесь с близкими
Ваш отклик помогает нам создавать больше полезного контента. Спасибо, что вы с нами — давайте расти вместе! 🙌