За более чем 35 лет работы с детьми дошкольного возраста мне довелось наблюдать самые разные виды игры. Дети «строили дом», превращались в супергероев, изображали «злодеев» — кажется, я видела всё. Но даже годы наблюдений за свободной, ничем не ограниченной детской фантазией не подготовили меня к тому, что я увидела недавно.
Сейчас я преподаю музыку, но до этого в течение десяти лет была воспитателем в дошкольных группах. Я провела как минимум год с каждой возрастной категорией от двух до шести лет. Это был полноценный погружённый опыт.
С тех пор прошло немало лет, и многое изменилось. Безусловно, важнейшей вехой стал COVID. Он повлиял на всех — и особенно на детей, родившихся в тот момент, когда взрослые скрывали лица масками, а любое социальное взаимодействие стало дозированным и тревожным.
Однако есть и другая, куда более глубокая перемена. Она затрагивает всех нас и будет влиять на жизнь будущих поколений ещё долгие десятилетия. Речь — об экранах.
С одной стороны, экраны — не новость. Моё детство прошло под аккомпанемент телевизора, который, несмотря на единственность в доме и крайне ограниченный выбор программ, легко засасывал в мир бессмысленного видеошума.
Помню, как мы с детьми ходили в библиотеку смотреть фильмы — на плёнке, с металлическими бобинами, старым проектором, который постоянно заедал. Картинка дёргалась, переворачивалась, дрожала, звук был, будто кто-то булькает под водой. А сами фильмы — зачастую просто статичные кадры с детских книжных страниц.
Тем не менее, это было общее переживание. Телевизор был чем-то, чего мы ждали. Мы не выбирали, что смотреть, и уж точно не делали это в одиночку. Всё зависело от времени, места, чужой воли.
Теперь всё иначе. Большинство детей в моей школе, скорее всего, пользуются планшетами и телефонами регулярно. У многих, подозреваю, экраны есть даже в машине. Стриминг, YouTube, детские приложения — всё под рукой. Им не нужно ждать волшебного показа «Звуков музыки» раз в году. Они могут включить его в любой момент. Или не включать вовсе.
В нашей школе экраны используются строго дозированно — несколько минут за раз и только с педагогической целью. Фильмы мы смотрим лишь по особым случаям, например, во время ежегодного пижамного утра. Но реальность такова, что экраны стали частью жизни наших воспитанников. Они проникают в школу вместе с детьми — и с их родителями.
Я встречаю детей у входа, которых приносят на руках мамы и папы, уткнувшиеся в экраны и не замечающие ни меня, ни самих детей. Я вижу, как малыши безуспешно пытаются привлечь внимание родителей, которые продолжают скроллить ленты.
Можно предположить, что во время локдауна, когда школа была закрыта, часть детей проводила часы перед экраном — единственный способ, позволявший родителям работать удалённо. И вот эта новая реальность проросла в их игру.
Когда я недавно помогала в одной из групп, увидела троих четырёхлеток, сидящих за столом. Перед каждым лежал деревянный кубик, на который они поставили пластиковый прямоугольник с запаянными природными элементами — листьями, семенами, кусочками дерева. Это были элементы с научного столика, но дети превратили их в экраны. Кубики стали клавиатурами, а природа — дисплеями.
Они стучали пальцами по «клавишам» с полной серьёзностью. Самодельные ноутбуки ожили. Один мальчик задал вопрос девочке.
— Мне сейчас некогда объяснять, — не отрываясь от набора текста, ответила она.
Через минуту она обратилась ко второй девочке по имени.
— Я занята! — резко отрезала та. — Не отвлекай! Я занята!
Меня одновременно удивила и огорчила эта сцена. С одной стороны, в этом была фантазия, творческий подход. С другой — тревожная реплика реальности. Дети не придумывали персонажей, они имитировали взрослых. И, похоже, воспроизводили не просто фразы, а саму модель поведения, которую слышали в свой адрес.
Я вспомнила, как раньше дети играли в кафе, нянчили «младенцев», арестовывали друг друга, изображая полицейских. Но никогда — подчёркиваю: никогда — они не строили игру вокруг игнорирования и отказа в коммуникации. Да, они могли перебивать, спорить, настаивать на своей роли — но не отгораживались от собеседника, как взрослые, уставшие от лишних разговоров.
А ведь в этом и суть: они не просто играли друг с другом. Они играли в «взрослых», говорящих с детьми.
Именно в этом меня поразила сцена. Она напомнила мне принцип театральной импровизации: если партнёр предлагает идею, актёр должен не отвергать, а развивать её. В импровизации действует правило «да, и…», а не «нет». Потому что только так рождается совместное творчество.
Но современный мир всё больше склоняется к «нет». И если мы — как взрослые — гасим инициативу, прерываем, отказываем во внимании, дети усваивают, что так и надо. А вместе с этим исчезает возможность для роста, открытия, игры.
И, честно говоря, сама игра была скучной. Никто не придумывал, что именно они делают на «ноутбуках», не пытались «взломать систему» или «починить устройство». Никто не делал вид, что звонит другу по Zoom. Не было ни сюжета, ни взаимодействия — только параллельные монологи. Каждый сам по себе. Каждый занят. Как взрослые.
Понятно, что игра — это не цирк. Она не для развлечения. Это способ переработать реальность, освоить её, потренировать взаимодействие. Но я очень надеюсь, что за пределами этой комнаты детская жизнь этих ребят полнее и ярче.
Родители моего поколения тоже были заняты. Они не всегда уделяли нам внимание. Но у них не было экранов, засасывающих всё внимание в чёрную дыру. И когда они говорили «подожди», это всё же звучало иначе — не механически, не отстранённо.
Мы играли в сложные вымышленные миры. Придумывали правила, вели диалоги, спорили и договаривались. Да, мне не хочется звучать как занудный старик с мантрой «вот в наше время…». Но если честно — меня тревожит, что игра, которую я увидела, может быть отражением того, как эти дети живут.
Я искренне надеюсь, что у них будет возможность говорить и слушать. Что они смогут почувствовать, каково это — получить полное внимание взрослого. Что, когда они спросят: «Мам, можно кое-что спросить?» — родитель отложит телефон, посмотрит в глаза и скажет: «Конечно».
***✨ А что думаете вы? ✨
Делитесь мыслями в комментариях — ваше мнение вдохновляет нас и других!
Следите за новыми идеями и присоединяйтесь:
• Наш сайт — всё самое важное в одном месте
• Дзен — свежие статьи каждый день
• Телеграм — быстрые обновления и анонсы
• ВКонтакте — будьте в центре обсуждений
• Одноклассники — делитесь с близкими
Ваш отклик помогает нам создавать больше полезного контента. Спасибо, что вы с нами — давайте расти вместе! 🙌